Лучник и его история

Примерно десять тысяч лет назад какой-то доисторический охотник взял в руки нечто, что можно было размазать по стене. Нам никогда не будет известно, что он хотел сделать на самом деле. Может быть, он рисовал комиксы для своих детей про то, чем занимается в рабочее время. Вполне вероятно, что это был инструктор местной школы охотников, который учил подрастающее поколение тактике взаимодействия группы захвата быков, оленей и мамонтов. Возможно, это был наёмный художник, который должен был запечатлеть для истории подвиг вождя племени. Не исключено, что он был жрецом местного культа, который рисунками молил своих богов об удачной охоте. Не будем отбрасывать и версию о том, что человеку просто захотелось самореализоваться после удачной охоты и сытного ужина в кругу большой семьи.

Лучник на камне. Реконструкция, Фотошоп.

Как бы там ни было, эти рисунки на камне прошли сквозь время. Неизвестный нам древний художник смог с помощью простейших форм и линий передать динамику и энергетику действий всех персонажей своей картины. Одним из них был человек с луком — предметом, появившимся в доисторические времена и оказавшим огромное влияние на развитие человечества и на ход всей истории. Так же, как колесо, рычаг, парус, порох, электричество, автомобиль, теория относительности, транзистор и… компьютер.

Начало

Человек с луком изменил мир точно так же, как мы сейчас делаем это с помощью компьютеров. Разве можно найти для ИТ-компании более подходящий символ? Прошедший сквозь тысячелетия и ассоциирующийся с прогрессом?

Именно такими соображениями руководствовался основатель компании ЦВТ Олег Вылегжанин, когда выбирал логотип для неё. Это было нестандартно: большинство ИТ-компаний того периода делали себе логотипы в стиле хай-тек, с простой или ломаной геометрией, с намёком на технологичность и современность. По сравнению с ними логотип ЦВТ, реализованный первым дизайнером ЦВТ Натальей Алемасовой, выглядел совершенно иначе:

Первый логотип ЦВТ

Ключевое место в нём занимал тот самый лучник — образ, не устаревший за десять тысяч лет и всё ещё несущий в себе заряд прогрессивной и позитивной энергии.

Применение

Через какое-то время логотип перестал существовать только внутри компании и пошёл в мир.

В первую очередь, разумеется, он обжился на многочисленных раздаточных и оформительских материалах. Например, обложка одного из блокнотов выглядела так:

Мерч серии «Для тех, кому не по...»

Если внимательно присмотреться, то паттерном всей обложки служит фраза «для тех, кому не по…», имеющая самые разные продолжения. Дизайнеры компании несколько дней придумывали окончания, и полный их список исчислялся десятками. Сам же лучник выведен фразами-вопросами, хорошо известными каждому русскому программисту.

На открытке-раздатке, которую ЦВТ раздавал налево и направо на различных мероприятиях, лучник был помещён в голове человеческого силуэта:

Раздатка примерно начала 2010-х годов

Объяснение этому было простое: сначала дизайнеры просто не хотели помещать в голову ни один технологический логотип, чтобы соответствующая технология не получила неявного преимущества над другими. Но в итоге это оказалось удачным визуальным и рекламным решением.

Была и раздатка с аллюзией:

Раздатка примерно начала 2010-х годов

Лучник был помещён в призму, разлагающую свет на составляющие — намёк то ли на Ньютона, то ли на Пинк Флойд.

Возможно, всё-таки, на Пинк Флойд, потому что с музыкой в ЦВТ тесно дружат. Мало того, что каждый второй сотрудник — меломан, так ещё и музыкантов в компании всегда было довольно много. Настолько много, что на заре существования фестиваля Rock IzhIT, созданного специально для выступления групп из ИТ-компаний Ижевска, банда из ЦВТ была одним из постоянных участников. В честь этой движухи лучник из логотипа временно сменил оружие на музыкальный инструмент и занял своё место на фирменном мерче, изготовленном специально для фестиваля:

Футболка с одного из первых фестивалей Rock IzhIT. От ЦВТ там выступала группа The Developers.

Были и совсем нестандартные применения логотипа. Однажды Ксения Докучаева, дизайнер ЦВТ, вооружившись лобзиком, дрелью и отвёрткой, переработала отходы в арт-инсталляцию:

Арт-инсталляция «Лучник из ИТ»

Это не игра слов и не шутка. Лучник полностью изготовлен из фанеры, на которую намертво прикручены детали, взятые из старых списанных компьютеров и долгое время пылившиеся в ящиках в админской. Сохранилась даже оригинальная проектная документация для инсталляции:

Схема арт-инсталляции

Так продукция высоких технологий получила шанс на вторую жизнь, куда более длинную, чем обычно отведённый ей срок.

Эта инсталляция долгое время украшала стену на входе в наш офис:

Место арт-инсталляции

Мы уверены, что автор оригинального наскального рисунка был бы счастлив, узнав, что его искусством вдохновляются специалисты нашей с вами современности.

Один из вариантов использования логотипа оказался для нас сюрпризом. Как-то раз в подарок компании подогнали вот такую бутылку:

Мы до сих пор удивлены, почему алкоголь в бутылке имеет жёлтый цвет. Возможно, поэтому никто и по сей день не притронулся к содержимому.

Внутри был алкоголь. Хотя, почему же был? Есть до сих пор. Дело в том, что никто из сотрудников ЦВТ так и не решился попробовать этот подарок на вкус. Поэтому данная бутылка до сих пор украшает офис ЦВТ, а напиток в ней с каждым годом увеличивает свою загадочность и ценность.

И наконец, Ижевск — столица Удмуртии. Ну, это там, где хлеб — нянь, а птица — тылобурдо. Поэтому логотип ЦВТ был просто обречён быть переведённым на язык местного коренного народа:

Школьники Ижевска на одном из мероприятий ЦВТ

Такая табличка долгое время украшала двери нашего офиса, но сейчас, скорее всего, уже украдена фанатами.

Адаптация и трансформация

В какой-то момент арт-директор ЦВТ сказал: «а давайте поменяем шрифт». И логотип немного изменился:

Логотип ЦВТ, версия 1.1

Но лучник остался на том же самом месте в том же самом виде.

Кстати, у нас в фотоархиве сохранилась интересная фотография с шестнадцатилетия компании:

Снимок сделан на крыше офиса компании

На ней можно увидеть два флага-баннера с двумя вариантами логотипа: старый (белым на синем баннере) и новый (синим на на белом баннере). Но есть и третий вариант: обратите внимание, что в углу снимка сделана надпись в стиле пиксельной графики. Там не хватает пиксельного только лучника, который в то время уже существовал, но не был помещён на снимок, чтобы не загромождать его:

Пиксель-арт

Зато в меру пикселизированный лучник попал на мерч вместе с такими же пиксельными оленями и солярным знаком:

Плед

Это — плед. Его мы рассылали различным клиентам и раздавали некоторым сотрудникам. Люди отмечали, что плед был приятным и тёплым (в прямом смысле слова) подарком.

Новый вариант логотипа также массово печатался на обычном мерче компании:

Худи, кстати, довольно тёплое. В подобных ходит пол-компании.

На фото — худи тестировщика на тестировщике. Девиз «все делают ошибки» в данном случае звучит не как извинительная констатация факта, а как непоколебимое убеждение.

Кроме худи, с лучником выпущено также огромное количество футболок, ушедших различным разработчикам нашей и не только компании. Одновременно со стандартными принтами с логотипом разрабатывались и более интересные варианты:

Макеты возможных вариантов принтов

Правда, именно эти принты в серию не пошли, но полёт фантазии оценить можно.

Обратите внимание, что в какой-то момент надпись «Центр Высоких Технологий» с логотипа начала исчезать, сменяясь другими словами. Например, «Young, Hungry, Aggressive», как на футболках выше. Но лучник упорно продолжал оставался, просто иногда немного трансформировался под разные моменты:

Ещё один макет принта

В какой-то момент в ЦВТ разработали даже хипстерский вариант логотипа. Он выглядел вот так:

Вариант для хипстров. Временный, как и само явление хипстеров.

Здесь ещё сохранилось полное название компании, хотя полностью была изменена компоновка, а также были добавлены новые формы и визуальные элементы. Однако, этот логотип просуществовал не очень долго и практически не остался ни в фотоархивах, ни в виде сохранившейся раздатки или сувенирки.

Что касается мерча, то кроме подарочного в ЦВТ есть ещё мерч эксклюзивный: начиная с определённого периода самым ценным сотрудникам, внёсшим ощутимый и большой вклад в жизнь и развитие компании, вручают специальные перстни. А что должно быть на перстне, чтобы ассоциироваться с компанией? Конечно, лучник:

Золото, серебро, уважение, признание

Перстень сделан из настоящих драгоценных металлов, а на внутренней поверхности кольца имеет надпись «Бывших не бывает». Многие сотрудники из числа избранных носят такой перстень не только на официальных мероприятиях, но и в повседневной жизни. Если вы увидите на чьём-то пальце подобное украшение, то знайте: его владелец — не только бывший или действующий ЦВТшник, но он ещё и гордится этим.

Но это всё — мелкие формы. А как насчёт крупных? Они были у нас!

Крупные формы

В какой-то момент времени ЦВТ обновил свой интернет-сайт, и он стал выглядеть вот так:

Сайт ЦВТ в 2009 году

Вскоре после этого у дизайнеров возникла идея оформить нашу единственную переговорку в похожем стиле. Через некоторое время был готов рендер возможного варианта:

Рендер оформления переговорки

Затем последовала интересная работа по реализации: печать макета, закрепление его на стене и обводка, изготовление полки, символизирующей строку поиска, покраска стены и подвес полки. Итог был очень похож на задумку, нам всем понравилось:

Итоговый вариант оформления переговорки

К сожалению, эта инсталляция не сохранилась до наших дней, поскольку с тех пор офис ЦВТ дважды капитально ремонтировался. Эта переговорка была снесена, а нынешние переговорки в компании оформлены совершенно по-другому.

Ещё одна крупная форма — вот эта инсталляция на набережной Ижевска:

Арт-инсталляция от ЦВТ. Авторы: Макс Сурнин, Мария Соловатова.

Она была создана при полной поддержке ЦВТ — идейной, организационной и финансовой. Лучник ЦВТ аккуратно притаился внизу самой правой палочки буквы «Ж».

Современность

Современный логотип ЦВТ окончательно отбросил расшифровку аббревиатуры — названия компании. Но оставил обязательный символ — лучника. И этот лучник очень органично вписан в современный логотип:

Логотип ЦВТ, версия 3.0

Теперь весь мерч и вся печатная продукция компании разрабатываются именно с таким логотипом. Вот, например, серия вариантов стилистического использования:

Этот вариант хорошо смотрелся бы тиснением на обложках блокнотов
Этот вариант можно было бы сделать выжиганием на дереве
А вот такую татуировку не стыдно будет набить

А вот так выглядит логотип на входе в ЦВТ:

Это реальная фотография, просто на неё наложили несколько надписей

А стена кабинета основателя ЦВТ теперь украшена осовремененной инсталляцией в стиле хай-тек:

Новая инсталляция лучника сделана уже из металла

Это — тот же самый лучник, нарисованный когда-то доисторическим человеком в неизвестных нам целях, и который сопровождает нашу компанию с момента её создания и по сей день. Пройдя с нами через все эти годы, он всё это время символизирует одну из главных особенностей Центра Высоких Технологий: способность эффективно меняться, чтобы соответствовать новым вызовам, которые бросает нам жизнь.

И напоследок

А напоследок — квест: найди всех лучников на нарисованном городе ЦВТ:

Картинки с Шаттерстока изрядно дополнены изображениями внутренней кухни компании